Тягачи, транспорт противотанковой артиллерии РККА

Транспорт, тягачи, автомобили использовавшиеся в противотанковой артиллерии Красной Армии (ПТА РККА) 1940-1945 гг.

В начале Великой Отечественной войны в частях Красной Армии наблюдалась острая нехватка не только противотанковой артиллерии, но и тягачей для буксировки орудий. В начале 1941 года противотанковая артиллерия была обеспечена специальными тракторами примерно на 30% от штата. Даже привлечение тракторов из сельского хозяйства не смогло исправить ситуацию. Из-за отсутствия возможности быстрого маневра противотанковые части стремительно теряли личный состав и материальную часть, не могли эффективно перемещаться в быстро меняющейся тактической обстановке.

Большие и качественные пополнения автопарка начались с 1943 года, с поставкой техники союзниками по программе Ленд-Лиз (от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду), по которой в СССР поставлялось большое количество различной колесной техники. В частях противотанковой артиллерии самыми массовыми представителями иностранных машин стали автомобиль Додж 3/4 и грузовик Студебекер 6×4. Для буксировки легких 45-мм противотанковых пушек часто применяли автомобили (джипы) Виллис.

Машины задействованные как артиллерийские тягачи обозначались эмблемой артиллерии — скрещенные пушки.

 

Для транспортировки орудий до 45-мм.:

    • Артиллерийский тягач «Комсомолец» Т-20
    • Легкий автомобиль ГАЗ-67Б
    • Легкий автомобиль «Виллис» (Willys MB).
    • Конная тяга

 

Для транспортировки орудий свыше 45-мм.:

    • Армейский тяжелый автомобиль ДОДЖ «3/4» (DODGE 3/4)
    • Трактор арт.тягач СТЗ-5
    • Грузовик ЗиС-5
    • Грузовик ЗиС-6
    • Грузовик Студебекер 6×4 (Studebaker US6x4)
    • Грузовик Dodge WF 32.
    • Конная тяга

Литература и дополнительные материалы:

  • Артиллерийские тягачи Красной Армии Часть 1 и Часть 2. Е. Прочко. Бронеколлекция.
  • Материалы сети интернет.