Нарукавный знак частей истребительно-противотанковой артиллерии РККА 1942-1956 гг.

Нарукавный знак частей истребительно-противотанковой артиллерии РККА 1942-1956 гг. (ИПТА)

Трафаретный нарукавный знак противотанковой артиллерии РККА. ВОВ
Фотографии с нарукавным знаком ПТА РККА. ВОВ
Шитый нарукавный знак противотанковой артиллерии РККА. ВОВ

Подлинное описание и цветной рисунок нарукавного знака из приложения к подлинному приказу №0528 датированы днём 26 июня 1942 г. и заверены подписями заместителя начальника артиллерии Красной Армии по формированиям генерал-майора артиллерии Б.И. Шереметова и военного комиссара ГУНАРТа бригадного комиссара И.С. Прочко.

1. Нарукавный знак для личного состава истребительно-противотанковых артиллерийских частей представляет собой ромб с изображением артиллерийской эмблемы в центре.

2. Размеры нарукавного знака: длина стороны ромба – 5,4см, ширина ромба по диагонали – 6см, длина ромба по диагонали – 9см, ширина окантовки – 3мм, длина тела орудия – 4см, ширина: в нижней части – 7мм и в верхней части 4мм.

3. Нарукавный знак изготавливается из чёрного сукна и окантовывается красным сукном. Артиллерийская эмблема на знаке вышивается: для командного состава золотом, для младшего и рядового состава жёлтым кручёным шёлком.

4. Нарукавный знак нашивается на левом рукаве гимнастёрки и шинели выше локтя на одну треть рукава.

Из описания следует, что по замыслу ГУНАРТа знак ИПТА должен появиться в двух разновидностях: для начсостава (офицеров) и для остальных. Однако можно смело говорить о том, что в период с момента подписания приказа №0528 и до момента передачи 22-го экземпляра в типографию НКО количество вариантов знака успело сократиться до одного. В типографской версии приказа, изданной тиражом 24 тысячи экземпляров (и разосланной во все воинские части до отдельного батальона), параграф 3 описания уже выглядит так:

3. Нарукавный знак изготавливается из чёрного сукна и окантовывается красным сукном. Артиллерийская эмблема на знаке вышивается золотистым натуральным шёлком.

Таким образом, окончательный вариант документа устанавливает единый образец знака, исключая вариант с золотой вышивкой. По всей видимости, это явилось результатом устного указания И.В.Сталина, вполне совпадающим по духу с карандашным исправлением пункта 7 проекта приказа (где были уменьшены премии).

На следующий день после экземпляра №19 приказа в секретную часть Главного интендантского управления Красной Армии (ГИУ) мастера Военно-пошивочной мастерской Управления вещевого снабжения уже изготовили образец нарукавного знака ИПТА. Изготовление шло в соответствии с исправленным текстом описания и указания Технического комитета ГИУ: эмблема на знаке была вышита золотистым кручёным шёлком.

3 июля 1942 г. председатель Технического комитета полковник интендантской службы (и/с) С.В. Агинский утвердил готовый образец и подписал техническую документацию к нему. Вслед за этим состоялось представление генералам: Главному интенданту Красной Армии генерал-майору и/с П.И.Драчёву (на утверждение), а также генерал-майору артиллерии Б.И. Шереметову (прибывшему из ГУНАРТа вместе с бригадным комиссаром И.С.Прочко для согласования образца).

На оборотной стороне карточки помощник члена Технического комитета подполковник и/с К.Н. Халтурин оставил очень важную надпись: «При размножении описания (образца) и выдаче промышленности слова «истребительно-противотанковых» — заменить — «специальных». Данная поправка согласована с Гл.Упр.Нач.Арт. КА полковником т. Васюковым».

Упомянутое К.Н.Халтуриным «описание (образца)» следует понимать, как техническую документацию, содержащую руководство по изготовлению и условия приёмки от промышленности изделий, соответствующих данному образцу. На следующий день 4 июля 1942 г. этот документ был зарегистрирован по Техническому комитету ГИУ под названием «Описание нарукавного знака для личного состава истребительно-противотанковых артиллерийских частей» и получил номер 0517. К сожалению, содержание его нам не известно.

Однако ещё до размножения технического описания (о чём свидетельствуют не зашифрованные слова «истребительно-противотанковых» на новой карточке) были изготовлены и присоединены к утверждённому образцу ещё три экземпляра нарукавного знака с эмблемой, напечатанной жёлтой масляной краской по трафарету.

Рискнём предположить, что представители ГУНАРТа в момент согласования «вышитого» образца выступили с пожеланием иметь две разновидности нарукавного знака в соответствии с имевшимся у них первоначальным замыслом. Приняв во внимание, что одновременно с согласованием происходило и утверждение образца П.И. Драчёвым, нетрудно допустить, что главный интендант дал своё согласие.

Благодаря подлинным образцам нарукавных знаков, становится ясно, что в действительности существовало две официально принятых разновидности знака ИПТА: с вышитым изображением арт. эмблемы и с её трафаретным изображением.

В ведомости цен на предметы интендантского снабжения Красной Армии, подписанной 8 апреля 1944 г. заместителем Драчёва генерал-лейтенантом и/с В.Н. Власовым, в разделе «Знаки различия и знамёна» читаем: «п.21 Знаки нарукавные спецартчастей: а) офицерского состава 2-65[руб.]; б) рядового состава 0-82 [руб.]».

Трёхкратное отличие одной цены от другой не оставляет сомнений в том, что знак ИПТА для младшего начальствующего и рядового состава был изготовлен именно дешёвым трафаретным способом, следовательно для офицеров — он был «вышитым».

Рассмотренные факты дают все основания предполагать, что делая своё замечание по проекту, Сталин не возражал против дифференцирования нарукавного знака по категориям военнослужащих ИПТА. Вероятнее всего, «указание» прозвучало, как выражение недовольства в связи со словом «золото», имевшимся в описании.

Кому полагалось ношение знака ИПТА достаточно точно информирует содержание пункта 6 приказа №0528, к чему со временем был сделан ряд добавлений.

Ещё в марте 1942 г. приказом НКО СССР №0052 в штат отдельного противотанкового дивизиона стрелковой дивизии была введена рота противотанковых ружей (36 ружей). Таким образом, в июле 1942 г. личный состав рот ПТР отдельных истребительно-противотанковых дивизионов стрелковых дивизий целиком подпадал под действие приказа №0528. Заметим, что сказанное не относится к бронебойщикам, не относящимся к ИПТА. Для военнослужащих частей, подразделений и отдельных групп Красной Армии, вооружённых ПТР, с 1 января 1943 г. также были повышены оклады денежного содержания, позже появились и премии, но других преимуществ и особых отличий (нарукавных знаков) они не имели.

Иначе обстояло дело с личным составом восьми самоходно-артиллерийских полков СУ-85, специально сформированных в июле-августе 1944 г. и включённых (по одному) в состав восьми ИПТАБр, из числа находившихся в резерве ВГК (приказ НКО СССР от 2 августа 1944 г. №0032). Личный состав полков СУ-85 обходился без нарукавного знака ИПТА по той причине, фактически не принадлежал к артиллерии: ещё в апреле 1943 г. самоходная артиллерия была полностью передана из артиллерийского ведомства в бронетанковое и перешла на соответствующую форму одежды.

Что касается ИПТАП, имевшихся с сентября 1942 г. в составе танковых и механизированных корпусов, то их личный состав формально потерял право носить знак ИПТА в сентябре 1944 г., когда эти ИПТАП были переформированы в лёгкие артиллерийские полки. Одновременно в сентябре 1944 г. все ИПТАП, входившие с апреля 1943 г. в состав танковых армий, были заменены артиллерийскими частями другого назначения(приказ НКО СССР от 26 августа 1944 г. №0039 и 0040).

Приложение к приказу №0528.

Приложение к приказу №0528 с рисунком нарукавного знака ИПТА и образцы нарукавных знаков ИПТА утверждённые главным интендантом РККА П.И. Драчевым.


Самодельные нарукавные знаки противотанковой артиллерии.

В свете дефицита знаков различия военнослужащим приходилось изготавливать самим необходимые знаки из подручных материалов. Подтверждением служат подлинные нарукавные знаки, найденные на местах боёв, а также фотографии подразделений ИПТА с явно самодельными нарукавными знаками. Чаще всего это были ромбы из чёрной ткани с прикреплёнными к ним арт. эмблемами изготовленными из металла. Ткань чёрного цвета, например немецкая танковая униформа, арт.эмблемы вырезались из металла (чаще из латуни). При помощи припаянных усов или нитками они крепились к чёрному тканевому ромбу. Также использовались другие подручные материалы.

Рассмотрим конкретные примеры на фотографиях:

Фото №1. Военнослужащие 520 ИПТАП в госпитале, Германия сентябрь-октябрь 1945 г. (Использована фотография из запасников музея, представленная пользователем livejournal — madcat2). Кружком отмечен пустой нарукавный ромб со следами «пушек». Соответственно пушки были накладными и по какой-то причине были утеряны этим ст.сержантом.

Рядом со ст.сержантом стоит солдат с явно большими по размеру и другими по форме «пушками», что не соответствует приведённым в ТУ образцам. Стрелками справа отмечены два солдата с нарукавными знаками, при внимательном рассмотрении которых, можно увидеть как правый бликует на солнце, что явственно говорит о его выполнении из металла, а не установленных материалов — вышивки нитью и краски по трафарету.

Фото №2. Огневой расчёт 3-й батареи неизвестного ИПТАП. В первом ряду крайний слева (мл.сержант) и во втором ряду крайний справа (ефрейтор) носят нарукавные знаки с пушками выполненными из металла.

Фото №3. Также подтверждение изготовления самодельных нарукавных ромбов находят при проведении поисковых работ на местах боёв. Как пример ниже представлены два таких самодельных знака отличия. Слева — найден в Краснодарском крае, Крымский р-н по боям периода 1942-43 гг. Справа — найден в Курской обл., по боям лета 1943 г.

Фото №4. Самодельные пушки найденные в Белгородской обл. по боям 1943 г.

Таким образом мы видим большое разнообразие знаков в пределах всего одной батареи. Даже находясь в тылу, по окончании боёв, эти знаки некоторые бойцы сами изготавливали из подручных материалов. Примечательный факт — официальные производители знаков иногда применяли «оставшиеся материалы», явно предназначавшиеся изначально для гражданских нужд. Например была найдена партия нарукавных знаков и в нескольких из них для подложки использовали ткань с цветочным орнаментом — фотография.

После окончания Второй мировой войны необходимость в особом статусе истребительно-противотанковой артиллерии отпала.

В связи с этим с сентября 1946 года, приказом Министра Вооружённых Сил была прекращена выплата увеличенных окладов денежного содержания личному составу частей и подразделений ИПТА, а также подразделений ПТР. Ношение нарукавного знака продолжалось до 1955-56 гг. Приказом МО СССР от 4 августа 1956 г., вводившим в действие «Правила ношения военной формы одежды сержантами, старшинами, солдатами, матросами, курсантами и воспитанниками Советской Армии и Военно-Морского Флота», приказ НКО СССР от 1 июля 1942 г. №0528 был отменён как утративший силу.

Подробнее о послевоенной судьбе знака можно прочесть в статье Цыпленкова К., Степанова А. → «Нарукавный знак истребительно-противотанковой артиллерии. 1942-1956 гг.»

Литература:

код статьи: 77569

Прокрутить вверх