Обувь в Красной Армии 1940-1945 гг.

Обувь в Красной Армии 1940-1945 гг.

В качестве основной обуви в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) в летнее время носили полусапоги (они же ботинки) и сапоги, в холодное зимнее время выдавались валенки. Высший командный состав в зимнее время мог носить зимние сапоги (бурки). Выбор обуви зависел от звания военнослужащего (офицерам всегда полагались сапоги) и от занимаемой им должности.

Перед войной прошло немало усовершенствований и изменений в области обуви для военнослужащих. Менялись технические условия и предписания на пошив обуви и порядок выдачи её личному составу. В очень упрощенном виде все их можно свести в такой список:

  • Сапоги яловые или кирзовые выдаются автобронетанковым войскам, ВВС, парашютистам и конным артиллеристам. А также всем офицерам.
  • Сапоги кирзовые или ботинки яловые с обмотками всем остальным родам войск.

Но дефицит материалов в целом и обуви в частности, а также не всегда своевременное снабжение войск вносили свои корректировки в эти правила. Военнослужащие использовали трофейную и подходящую гражданскую обувь. Пытались при любом удобном случае обзавестись хорошими сапогами. Носили обувь поставленную по программе «Ленд Лиз». В итоге единственным незыблемым принципом остался только приоритет на выдачу сапог для офицеров. Остальные военнослужащие могли иметь разношерстную обувь в течении всей войны. Однако подавляющая масса военнослужащих всё же была снабжена положенным именно им типом обуви.

САПОГИ КИРЗОВЫЕ:

В 1934 году. Советские ученые Борис Бызов и Сергей Лебедев разработали метод получения дешевого искусственного бутадиен-натриевого каучука, которым пропитывалась ткань, отчего приобретала свойства, схожие с натуральной кожей. Боевую проверку они прошли ещё в Советско-финскую войну, но этот опыт закончился неудачно — на морозе сапоги трескались, становились твердыми и ломкими.  Дальнейшему развитию производства кирзовых сапог мы обязаны химику Ивану Плотникову. Именно благодаря его усилиям в стране было налажено производство «кирзачей». Ему было поручено в кратчайшие сроки усовершенствовать технологию производства кирзы и Плотников с задачей справился. Более того, наладил производство «кирзачей» в Кирове. 10 апреля 1942 года он получил Сталинскую премию.


САПОГИ ЯЛОВЫЕ:

Подробное описание в разработке…


САПОГИ ХРОМОВЫЕ:

Сапоги хромовые (описание из приказа НКО СССР 1936г. №229) с поднарядом, подклейкой или сквозным футором, с внутренней подложкой, с винтовым креплением низа. Сапоги хромовые изготавливаются: голенища и переда из хромового выростка или опойка; поднаряд — из краснодубного барана, выростка опойка, козла или конины; подпяточники — из любой кожи; подклейка или футор — из краснодубного или хромового опойка, выростка конины или козла; задний внутренней ремень — из хрома выростка или опойка. Низ кожаный, подошва из подошвенной кожи растительного дубления […] подложка (внутренняя) из краснодубной подошвенной кожи […] задники кожаные из  краснодубной подошвенной кожи; мягкий пласт из стелечной кожи; каблуки из кожанина; набойки кожаные.


САПОГИ БРЕЗЕНТОВЫЕ:

Подробное описание в разработке…


БОТИНКИ (полусапоги):

Полусапоги армейские — (описание из приказа НКО СССР 1936г. №229) ботинки на шнурках фасона «Дерби» механического производства с винтовым или деревянно-шпилечным креплением низа и наружной подметкой. Верх — союзки (переда) из яловой юфти; берцы и глухой клапан — из яловой или конской юфти. Низ — подошва и подметка из кожи или кожзаменителей (пласткожа, резина); задник кожаный; каблук кожаный с металлической подковкой; набойка из кожи или пласткожи. Кожаные подметки укреплены металлоукрепителями.

Люверсов 6,7 или 8 в ряд на каждой из сторон.


ОБМОТКИ:

Трикотажные обмотки сработанные на фанговых машинах и Рашель машинах из суровой хлопчатобумажной пряжи и окрашенные в чёрный цвет. Каждый отрезок с одного конца подшивается тесьмою, другой конец сшивается, далее образованный угол обстрачивается по краям и поперёк обмотки одновременно со швом пристрачивается тесьма.

Размеры обмоток в готовом виде: Длина — 250 см, Ширина — 10 см, Длина тесьмы — 70 см. — Из описания утверждённого бригинжинером А.О.Быковым 20 августа 1940 г.

В военное время можно было встретить обмотки серого цвета и даже хаки. А также немного упрощенные в производстве, т.е. вместо подшивания краев их срабатывали оверлоком и сами обмотки делали меньшей длинны. Но преимущественно они изготавливались согласно предписанию приведенному выше. Кручение (обертывание) обмоток требовало некоторой сноровки и тренировки.


ПОРТЯНКИ:

Примерные размеры одной портянки 90*35 см. Наматывание портянки требует некоторой сноровки и тренировки, о чём подробно в приложении к строевому уставу пехоты — ссылка.


ВАЛЕНКИ:

Валенки изготавливались методом валкования из шерсти овец. В зависимости от шерсти имели различные цветовые оттенки серого. Также можно встретить валенки белого и чёрного цветов. В мемуарах ветеранов встречаются упоминания о использовании резиновых противогазных масок в качестве материала для изготовления самодельных галош на валенки.

№1-Красноармеец в ботинках с обмотками; №2-Выдача валенок и зимнего обмундирования; №3-Иллюстрация — ботинки и обмотки Красной Армии; №4-Красноармеец в трофейных немецких сапогах, 1943 г.; №5-Ремонт обуви в полевой мастерской, 1943 г.; №6-Ботинки на горных стрелках РККА; №7— Как мотать обмотки; №8— Красноармеец наматывает портянки.


Литература / документы:

Прокрутить вверх