Создание частей ИПТА

Создание частей Истребительно-Противотанковой Артиллерии РККА
(ИПТА в Красной Армии)

В конце 1941 – начале 1942 гг. вопрос о недостатке противотанкового вооружения в Красной Армии встал очень остро. Виною был спад производства противотанковых пушек, вызванный эвакуацией Московского завода им. Калинина на Урал. По мере налаживания производства дефицитных орудий на других заводах Ставки Верховного Главнокомандования (ВГК) пришлось пойти на сокращение войсковой артиллерии всех видов (в том числе и зенитной) в пользу усиления противотанковых артиллерийских бригад и полков своего резерва. Маневрируя этими силами, армейское и фронтовое командование получало возможность оперативно усиливать оборону на танкоопасных направлениях и противостоять бронетанковым силам противника. Сдерживая их продвижение.

В итоге именно использование небольших самостоятельных частей в качестве подвижного резерва показало себя наилучшим способом применения противотанковой артиллерии. В связи с этим весной 1942 г., когда противотанковые пушки стали поступать от промышленности уже в необходимом объёме, на первое место встала задача об организации противотанковых подразделений в более рациональной форме.

Началом организационной реформы в марте-апреле 1942 г. стали мероприятия по усилению противотанковой обороны общевойсковых соединений. Вслед за этим, с учётом новых огневых возможностей и исходя из опыта боевых действий, Государственный Комитет Обороны (ГКО) 15 мая 1942 г. определил отдельный противотанковый артиллерийский полк основной организационной единицей противотанковой артиллерии Красной Армии. Так сложилось специальное назначение противотанковой артиллерии как легкоуправляемой силы быстрого реагирования, способной развернуться на любом огневом рубеже в готовности к ведению огня прямой наводкой с коротких дистанций.

Для сдерживания особенно крупных танковых прорывов (там где сил всё ещё не хватало) в апреле 1942 г. было начато формирование специальных подвижных бригад и дивизий, названных «истребительными». Истребительная бригада, будучи общевойсковым соединением, имела в своём составе самый широкий арсенал средств для борьбы с танками. Кроме противотанкового артиллерийского полка в её состав входили два «пехотных» противотанковых батальона, вооружённых противотанковыми ружьями, миномётный дивизион, инженерно-минный батальон и рота автоматчиков. Три такие бригады могли быть сведены в истребительную дивизию.

Следом за организационной реформой шла задача кадрового обеспечения артиллерийских частей и подразделений. Ещё 3 марта 1942 г. И.В. Сталин подписал приказ №0167, который предписывал в связи с большой потребностью артиллерийских кадров для вновь формируемых артиллерийских частей пересмотреть в недельный срок личный состав всех родов войск и «… изъять весь младший и рядовой состав, ранее служивший в артиллерийских частях». После переподготовки в запасных артиллерийских бригадах собранный таким образом личный состав составил костяк новых формирований, на укомплектование которых были направлены менее подготовленные бойцы.

В конце мая 1942 г. (после череды острых неудач Красной Армии в Крыму и под Харьковым) с целью повышения боевой готовности войск был реализован ряд организационных мер политического характера. Объявленное в эти дни введение гвардейских воинских званий для военнослужащих гвардейских частей и утверждение соответствующего нагрудного знака показало высокую востребованность подобных мер.

Пример гвардейских частей давно подтверждал, что переименования являются мощным стимулом повышения боевого мастерства. В июне 1942г. подобного рода переименование (с отличными атрибутами и преимуществами для личного состава) было подготовлено и для противотанковых артиллерийских частей. Однако действовавшая практика автоматического причисления элитных частей к Гвардии – при формировании (как это делалось для реактивной артиллерии – гвардейских миномётных частей) либо при переформировании (как для воздушных десантников, превращаемых в пехоту – гвардейские стрелковые дивизии) – в данном случае была неприменима. Для противотанковой артиллерии требовалось своё особое название, и его пришлось позаимствовать у истребительных бригад (не относящихся к артиллерии, но также предназначенных для борьбы с танками). Тем самым выделив противотанкистов из общей массы войск.

Проект соответствующего приказа Народного Комиссара Обороны СССР был подготовлен в июне 1942 г. аппаратом Управления по формированиям Главного управления начальника артиллерии Красной Армии (ГУНАРТ) и представлен на рассмотрение в Ставку.

Ночью 30 июня в Кремль на заседание ГКО одновременно были вызваны главные артиллерийские начальники: генерал-полковники артиллерии Н.Н.Воронов и Н.Д.Яковлев, а также – вся верхушка гвардейских миномётных частей Красной Армии: генерал-лейтенант артиллерии Л.М. Гайдуков, гвардии генерал-майор артиллерии В.В.Аборенков и генерал-майор артиллерии П.А.Дегтярёв. Содержание короткой беседы, происходившей в присутствии И.В.Сталина, Л.П.Берии, Г.М.Маленкова и В.М.Молотова, не известно, но на следующий день 1 июля 1942 г. народный комиссар обороны И.В.Сталин подписал секретный приказ №0528 «О переименовании противотанковых артиллерийских частей и подразделений в истребительно-противотанковые артиллерийские части и установлении преимуществ начальствующему и рядовому составу этих частей».

Заслуживает внимания тот факт, что подлинник приказа №0528, хранящийся в Российском государственном военном архиве, имеет в заголовке заметную подчистку, за которой угадываются цифры совсем другого номера – «208», вписанные ранее другим почерком синими чернилами (можно увидеть на фото ниже). Такой номер точно соответствует кодификации несекретных приказов НКО на 1 июля 1942 г. и свидетельствует о том, что гриф «секретно» этому документу был присвоен не сразу. Здесь видна аналогия с присвоениями гвардейских наименований, приказы о которых не засекречивались.

*В конце статьи (литература) приведён полный текст приказа №0528 с комментариями (стилистика и орфография подлинника соблюдены).


 

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР

№0528

    «1» июля 1942 года                                                                                                                         г. Москва

В целях улучшения качества борьбы с танками противника, создания и накопления кадров артиллеристов-истребителей танков, повышения их квалификации и выделения противотанковых артиллерийских частей из других видов артиллерии ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Легкие и противотанковые артиллерийские полки РГК, противотанковые дивизионы стрелковых дивизий и батареи 45-мм пушек стрелковых полков переименовать в истребительно-противотанковые артиллерийские полки, дивизионы и батареи.

Помимо полка, дивизиона и батареи, организационно-штатная структура ИПТА уже в октябре 1942г. пополнилась единицей самого низкого порядка – взводом – для включения в состав каждого стрелкового батальона(приказ НКО СССР от 8 октября 1942г. №306).

В 1943г. незадолго до Курской битвы истребительно-противотанковые артиллерийские полки (ИПТАП) начали сводить в соединения – отдельные истребительно-противотанковые бригады (ИПТАБр), состоявшая каждая из трёх полков(приказ НКО СССР от 10апреля 1943г. №0063). Высокая эффективность новых соединений в качестве резерва ВГК (кроме того, по одной «своей» ИПТАБр придали каждому фронту) позволила к концу 1943г. расформировать все истребительные бригады общевойскового профиля (т.е. те самые, чьё название «истребительные» в июле 1942г. было столь успешно привито к названию частей противотанковой артиллерии).

2. Установить начальствующему составу этих частей и подразделений полуторный, а младшему начальствующему и рядовому составу — двойной оклад содержания.

Повышенные по очень похожей схеме оклады действовали с сентября 1941 г. для личного состава частей, за боевые заслуги удостоенных наименования «гвардейские»(приказ НКО СССР от 18 сентября 1941 г. №308). С января 1942 г. этот порядок был распространён и на части реактивной артиллерии, которым звание гвардейских присваивалось при формировании(приказ НКО СССР от 25 января 1942 г. №066). Однако в гвардейских частях полуторный оклад содержания полагался всему начсоставу (включая сержантов), а двойной коэффициент действовал только для красноармейцев.

Поэтому ставки денежного содержания, установленные в июле 1942 г. для ИПТА, в отношении офицеров и рядового состава равнялись гвардейским, а для младшего начсостава (сержантов) оказались существенно выше. Например, наводчик орудия, чей оклад (являвшийся и прежде повышенным) 15 рублей, стал получать 30рублей в месяц, что уже соответствовало «фронтовой зарплате» снайпера – самого высокооплачиваемого представителя младшего начсостава(согласно постановлению ГКО от 13 мая 1942 г.). Следует отметить, что размер денежного довольствия безнадёжно отставал от самых минимальных цен на рынках и в коммерческой торговле. По этому поводу в армии ходила поговорка об артиллеристах истребителях «двойной оклад – тройная смерть».

3. Весь начальствующий состав истребительно-противотанковых частей и подразделений, до командира дивизиона включительно, взять на особый учет и использовать только в указанных частях.

Задача закрепления кадров начсостава ИПТА логически следовала за предпринятыми действиями по поиску и изъятию личного состава из других родов войск. Опытные артиллеристы-истребители создавали оригинальные правила стрельбы по вражеским танкам, совершенствовали тактику действия ИПТА. Центральный аппарат ГУНАРТа, а позже – штаб артиллерии Красной Армии обобщали их боевой опыт и делали его достоянием всех фронтов и армий.

4. Командирам орудий и заместителям командиров орудий (наводчикам) этих частей присвоить военные звания ст. сержант — сержант соответственно и ввести должность заместителя наводчика с присвоением ему военного звания мл. сержант.

Необходимость продублировать основную фигуру в составе орудийного расчёта – наводчика – была продиктована высокими потерями среди личного состава противотанковой артиллерии. Вынужденные работать на открытых позициях, порой находясь на одной линии с пехотой, «номера» артиллерийских противотанковых расчётов нередко погибали быстрее чем их орудие. По свидетельству С.А.Альтшулера (1911-1983), командовавшего в 1942-1945 гг. подразделениями ИПТА, об артиллеристах истребителях в армии существовала поговорка «длинный ствол — большой оклад — короткая жизнь»…

5. Начальствующий, младший начальствующий и рядовой состав истребительно-противотанковых артиллерийских частей и подразделений, находящийся на излечении в госпиталях, после излечения направлять только в указанные части.

Во многом благодаря этому пункту приказа заместитель командира 1850-го ИПТА Герой Советского Союза майор В.С.Петров, получивший в октябре 1943 г. тяжёлое ранение при форсировании Днепра и лишившийся обеих рук, вернулся в строй. Впоследствии В.С.Петров стал командиром 248-го гвардейского ИПТА, а за бои на Одерском плацдарме получил вторую звезду Героя. Видео об этом уникальном человеке вы можете посмотреть по этой ссылке.

6. Установить для всего личного состава истребительно-противотанковых артиллерийских частей и подразделений специальный нарукавный знак согласно прилагаемого описания*, носимый на левом рукаве шинели и гимнастерки.

В 1942г. правом ношения нарукавного знака по специальности обладал только личный состав авиации и больше никто, поэтому введение такого знака отличия зримо поднимало престиж службы в ИПТА. Главный маршал артиллерии Н.Н.Ворошилов в своих воспоминаниях отметил появившийся знак ИПТА как безусловное преимущество, а не просто внешние отличие.

При отсутствии цветовых отличий, давно заменённых в действующей армии петлицами защитного цвета, появление яркого нарукавного знака «артиллерийской» расцветки заметно украсило обмундирование. В разделе СССЫЛКА подробно описана история создания, существования и разновидности знака.

7. Установить премию за каждый подбитый танк в сумме: командиру орудия и наводчику по 500 рублей, остальному составу орудийного расчета по 200 рублей.

Проект приказа предусматривал более крупные премии – величиной 1000 и 300 рублей соответственно. Однако И.В.Сталин собственноручно поправил цифры красным карандашом. Первоначальная «тысяча» за один уничтоженный танк предложенная ГУНАРТом, возможно, ориентируясь на практику, уже имеющуюся в авиации: такое вознаграждение с августа 1941 г. выплачивалось лётчикам истребителям за один сбитый самолёт противника(приказ НКО СССР от 19 августа 1941 г. №0299).

Спустя один год, 1 июля 1943 г. (непосредственно перед Курской битвой) практика денежного премирования личного состава за уничтоженные танки, успешно опробованная в ИПТА, была распространена на все сухопутные войска(приказ НКО СССР от 24 июня 1943 г. №0387). Премиальная система отныне действовала во всех видах артиллерии, а также для всех бронебойщиков, экипажей танков, артиллеристов-самоходчиков и даже для сапёров-минёров. Кроме того премия 1000руб. (или 1500руб. – в группе) полагалась каждому бойцу и командиру за лично подбитый или подожженный танк противника при помощи индивидуальных средств борьбы.

Основанием к выплате всех денежных премий за уничтоженные(подбитые) танки служили приказы по части, составлявшиеся в соответствии со сводками о результатах боя. Премии выплачивались в трёхдневный срок после выхода приказа по части.

По сравнению с установленным денежным содержанием сержантов и красноармейцев (пусть и увеличенным в 1,5-2 раза) суммы денежных премий впечатляют своим размером. Учитывая, что фронтовики как правило не держали накоплений, а переводили их в тыл своим семьям, любопытно оценить покупательную способность этих средств. Рассмотрим стоимость продуктов в голодном мае 1942 г. Согласно дневниковым записям учительницы А.М.Лашиной на городском базаре недавно освобождённого города Калинина(ныне г. Тверь) действовали такие цены: свинина – 350руб. кг., молоко 50-60руб. литр, яйца – 140-15руб., масло русское – 800руб. кг., котелок картошки (солдатский) – 50руб.

Как мы видим премии в размере 500 и 200руб. выглядят всё же значительными при максимальном уровне цен продовольственного рынка.

8. Количество подбитых орудием танков отмечать цифрой на фигуре танка, нарисованной в правом верхнем углу внутренней стороны щита орудия. Фигуру танка рисовать черной краской, а цифру, показывающую число подбитых танков, белой краской.

Как свидетельствуют исследованные фотографии, воспоминания ветеранов и щиты орудий (в оригинальной окраске) из коллекции Артиллерийского музея, единообразия в методике нанесения условного знака и цифр не существовало. По всей видимости, эти обозначения утверждались непосредственно в частях ИПТА.

Обозначение подбитых танков на щитах пушек ИПТА

9. В целях использования истребительно-противотанковых частей для решения задач непосредственной поддержки пехоты, личный состав этих частей обучать не только стрельбе по танкам прямой наводкой, но и стрельбе по другим целям с открытых и закрытых огневых позиций.

По свидетельству Н.Н. Воронова артиллеристы ИПТА пользовались уважением в войсках не только за меткую стрельбу по танкам противника, но и за удары прямой наводкой по отдельным орудиям и пулемётным гнёздам. По свидетельствам ветеранов ИПТА стрельбе с закрытых позиций их обучали, но на практике эти умения практического применения не находили.

В своих мемуарах бывший командующий артиллерией Красной Армии, за ссылкой на генерал-лейтенанта артиллерии Д.И.Турбина, приводит даже такой пример: «… одно из подразделений истребительно-противотанкового артиллерийского полка участвовало в захвате вражеского аэродрома. Артиллеристы открыли огонь по фашистским самолётам, пытавшимся подняться в воздух. Ни один самолёт не ушёл». Известно лишь что означенное событие произошло не ранее 23 января 1944 года.

10. Пункт 2 настоящего приказа не распространяется на противотанковые артиллерийские части Дальневосточного, Забайкальского и Закавказского фронтов.

Приказ ввести в действие по телеграфу.

Народный комиссар обороны

[Подпись]           Сталин         ( И. СТАЛИН)


 

Согласно расчёту рассылки приказа, экземпляры №1-15 в тот же день были отпечатаны телеграфным аппаратом «Бодо» штабов всех фронтов, военных округов и 7-й отдельной Приморской армии; ещё 17 экземпляров были размножены на пишущей машинке и разосланы адресатам: в ЦК ВКП(б) А.Н. Поскребышеву, начальнику ГлавПУРа КА, начальнику финансового управления НКО СССР, Главному интенданту КА, Военному Совету МВО, К.Е. Ворошилову, в типографию НКО СССР – всего 1 июля 1942 г. было распространено 22 экземпляра.Оригинал приказа 0528 ИПТА

Литература:

 

код статьи: 77589

Прокрутить вверх