Транспорт, тягачи, автомобили использовавшиеся в противотанковой артиллерии Красной Армии (ПТА РККА) 1940-1945 гг.
В начале Великой Отечественной войны в частях Красной Армии наблюдалась острая нехватка не только противотанковой артиллерии, но и тягачей для буксировки орудий. В начале 1941 года противотанковая артиллерия была обеспечена специальными тракторами примерно на 30% от штата. Даже привлечение тракторов из сельского хозяйства не смогло исправить ситуацию. Из-за отсутствия возможности быстрого маневра противотанковые части стремительно теряли личный состав и материальную часть, не могли эффективно перемещаться в быстро меняющейся тактической обстановке.
Большие и качественные пополнения автопарка начались с 1943 года, с поставкой техники союзниками по программе Ленд-Лиз (от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду), по которой в СССР поставлялось большое количество различной колесной техники. В частях противотанковой артиллерии самыми массовыми представителями иностранных машин стали автомобиль Додж 3/4 и грузовик Студебекер 6×4. Для буксировки легких 45-мм противотанковых пушек часто применяли автомобили (джипы) Виллис.
Машины задействованные как артиллерийские тягачи обозначались эмблемой артиллерии — скрещенные пушки. Примеры приведены на фотографиях ниже.




На фотографиях для транспортировки орудий до 45-мм. найдены: артиллерийский тягач «Комсомолец» Т-20; легкий автомобиль ГАЗ-67; легкий автомобиль «Виллис» (Willys MB); грузовик Studebaker; конная тяга.







На фотографиях для транспортировки орудий свыше 45-мм. найдены: армейский тяжелый автомобиль ДОДЖ «3/4» (DODGE 3/4); трактор арт.тягач СТЗ-5; грузовики ЗиС-5, ЗиС-6, Студебекер 6×4 (Studebaker US6x4), Dodge WF 32; конная тяга.












Литература и дополнительные материалы:
- Артиллерийские тягачи Красной Армии Часть 1 и Часть 2. Е. Прочко. Бронеколлекция.
- Транспорт Красной Армии в Великой Отечественной войне. Tactical-press 2015 г.